Google+ Твиттер Фейсбук Одноклассники Вконтакте БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

Военная аналитика, новости, мнения о проблемах военной безопасности России.

0

ПАК ДА взломает оборону Запада без «Кинжала»

Этот самолёт «в живую» ещё никто не видел, вероятно, что и в самом КБ Туполева, где с 2009 года ведутся работы над проектом ПАК ДА, его внешний облик известен далеко не всем. В открытом доступе есть лишь искусственные компьютерные графики и фотографии модели новейшего стратегического бомбардировщика, который на стадии опытных конструкторских работ известен как «изделие-80» под шифром «Посланник-1РП-МС». Свой первый полёт ПАК ДА должен совершить до 2024 года. А вот строительство способных летать прототипов ожидается в 2021—2022 году, изначально первый полёт был запланирован на 2019 год, однако этому помешала программа модернизации стратегического бомбардировщика Ту-160 «Белый лебедь». То есть можно предположить, что самолёт уже на подходе и его будущий облик уже сформирован.

В США, да и на Западе в целом, к новейшему российскому бомбардировщику присматриваются давно и дают ему весьма лестные оценки. Вот и сейчас немецкое издание Stern в своем военном обозрении назвало ПАК ДА «бомбардировщиком-невидимкой Путина, который должен взломать воздушную оборону Запада». Немногим ранее американское издание The National Interest оценило самолёт «как фундаментально новый бомбардировщик, созданный на основе современных решений», сравнив его с истребителем пятого поколения Су-57 и сочтя ПАК ДА представителем уже шестого поколения. «Самый поразительный аспект — это то, насколько он близок к поступлению на вооружение», — пишет издание.

В установленные сроки, конечно, хотелось бы уложиться. Проблема может возникнуть из-за потенциального производителя, которыми способны стать Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова, Ульяновский авиационный завод «Авиастар-СП» и Воронежское акционерное самолётостроительное общество (ВАСО), имеющие опыт производства самолётов марки Ту. Приоритет у казанских авиастроителей, которым на дальнейшую модернизацию предприятия было выделено 19 миллиардов рублей. Однако КАПО и так загружено выполнением заказов Минобороны — сейчас там на модернизации находятся шесть самолётов Ту-160М2. Президент Владимир Путин, который последний раз был здесь в мае прошлого года, говорил об увеличении этого контракта, пообещав, что будет модернизироваться ещё 10 Ту-160. «Работы у вас будет достаточно», — сказал тогда Путин. На счёт производства ПАК ДА ничего не сказал, хотя на авиазаводе его заверили, что готовы к сборке Перспективного авиационного комплекса дальней авиации. Справятся ли казанцы? Вернее, уложатся ли в достаточно жесткие сроки? Тут можно вспомнить, что модернизацией одного Ту-22М3М здесь занимались два года.

Проблемы с производительностью существуют и в Ульяновске, и в Воронеже — на выходе всего по нескольку машин в год. Впрочем, на «Авиастаре» утверждают, что в следующем году берут повышенные обязательства по выпуску шести самолётов, при этом производственные мощности позволят выпускать до 18 Ил-76МД-90А в год. Потянут ли ПАК ДА, принципиально новую по всем показателям машину? Если вспомнить, то и серийное производство истребителей пятого поколения Су-57 на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре так и не налажено — его приостановили еще на полгода из-за разбившегося во время испытаний первого именно серийного истребителя.

В общем, со сроками, как обычно, могут возникнуть проблемы, к тому же ПАК ДА придется «доводить до ума» уже во время испытаний. Впрочем, и особой спешки не предполагается — новые стратегические бомбардировщики будут выпускать небольшими партиями и постепенно заменять ими турбовинтовые Ту-95. Запас прочности модернизированных Ту-160М2 и Ту-22М3М позволит использовать эти самолёты на протяжении нескольких десятилетий.

К слову, автор военного обозрения Stern также считает, что новые бомбардировщики будут производиться небольшими партиями и постепенно. «Так можно будет постепенно дорабатывать новую модель. Именно так Кремль действует в отношении боевого танка Т-14 „Армата“. Тогда ему удастся избежать проблем, которые возникли у США с самолётом-невидимкой F-35, потому что они сразу построили большую партию, хотя у новой модели обнаружилась масса недоработок», — написал он в своей аналитической статье.

Судя по имеющимся фотографиям макета ПАК ДА, это будет именно самолёт-невидимка с использованием технологий стелс, который будет иметь концепцию монокрыла. Для достижения малозаметности все его вооружения будут скрываться внутри самолёта, поэтому корпус предполагает быть достаточно объемным. Соответственно и скорость у нового бомбардировщика будет дозвуковой, зато дальность составит порядка 15 тысяч километров без дозаправки. Скорость в данном случае не будет играть значения, при этом, как предполагается, сможет использоваться как платформа для запуска космических аппаратов, соответственно, сможет подниматься в стратосферу еще выше дальнего истребителя-перехватчика МиГ-31.

В качестве «начинки», насколько известно, будут использоваться уже хорошо зарекомендовавшие себя крылатые ракеты воздушного базирования Х-55СМ и Х-102. А американские эксперты предполагают, что «Посланник» будет оснащен ракетами с дальностью до 7000 километров, которые способны анализировать воздушную и радиолокационную обстановку. Предполагается, что они смогут выбирать цели во время полета и самостоятельно менять траекторию с целью уклонения от радаров. ПАК ДА создан не для того, чтобы заменить имеющиеся на вооружении стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-22М3, а чтобы заполнить пока еще пустующую нишу вооружения на случай «ядерного конфликта с глубоким проникновением в зону действия ведущих систем противовоздушной обороны».

А вот от потенциальной возможности использования гиперзвуковой ракеты Х-47М2 «Кинжал», похоже, придется отказаться. Причин несколько. Ракета достаточно объемная и разместить её внутри корпуса ПАК ДА можно лишь с ущербом для других вооружений. При этом предназначение стратегического бомбардировщика имеет несколько иной характер применения в боевых условиях — доставка ядерных боеприпасов в глубокий тыл противника. Х-47М2 же в первую очередь является противокорабельной ракетой с дальностью поражения цели около двух тысяч километров. «Кинжал» неслучайно установили на сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31 (переоборудован в МиГ-31К), он способен развить скорость до трех тысяч километров в час и таким образом изначально разгоняет эту ракету, которая гиперзвук включает уже на завершающей стадии полёта. При этом сам МиГ-31К лишается функций именно как истребитель-перехватчик — иное ракетное вооружения на нем практически полностью отсутствует. ПАК ДА, который, как полагают, будет иметь дозвуковую скорость, для пусков «Кинжалов» окажется неприспособлен.

Надо полагать, что и сверхзвуковых ядерных боеголовок для «Посланника» на его борту будет вполне достаточно. Главным его достоинством должно стать именно скрытное проникновение в зону для гарантированного нанесения удара.

Свободная Пресса <!—

0 0

Рейтинг: 0

—>

admin • Март 10, 2020


Предыдущая запись

Следующая запись

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Одноклассниках Опубликовать в Livejournal Поделиться в Facebook Добавить в Twitter Поделиться в Google+

Добавить комментарий

Почта не будет опубликована *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост