Google+ Твиттер Фейсбук Одноклассники Вконтакте БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

Военная аналитика, новости, мнения о проблемах военной безопасности России.

1505201808_orig-15047976419d2d4448c9fffac3f7fc60b50fe8ef57-777x437
0

Миротворцы против миротворцев

Украинская делегация внесла в Совет Безопасности ООН проект резолюции о размещении миротворческой миссии ООН в Донбассе. Сделано это в ответ на проект аналогичной резолюции, которую по поручению президента России Владимира Путина внесла в Совбез российская делегация. Правда, при этом два документа разительно и категорически отличаются друг от друга.

Российское предложение предполагает размещение миротворцев ООН для защиты от обстрелов миссии ОБСЕ только на линии соприкосновения враждующих сторон и при условии согласия на это руководства непризнанных ДНР и ЛНР. А украинский проект предусматривает (как на этом уже не первый год настаивает президент Украины Петр Порошенко) размещение на территории республик полицейской миссии ООН, контроль границы между Украиной и Россией со стороны этой структуры. Ни о каком согласии на такие действия руководства ДНР и ЛНР, которых в Киеве в упор не видят, разговор вообще не идет.

Вокруг этих двух проектов уже развернулась горячая дискуссия. Кто-то видит в предложении Владимира Путина попытку закрепить статус разделенной украинской территории, оторвать Донбасс от Украины, что на самом деле не имеет к этой идее никакого отношения. Кто-то считает, что украинское руководство пытается руками и оружием миротворцев решить ту проблему, которую не может само решить с 2014 года: вернуть под свой контроль непокорное население юго-востока страны. Так это или не так, нужно разбираться. И начнем мы этот разбор с простого и очевидного вопроса — что есть на самом деле миротворческая операция и миротворческая миссия ООН?

Специалисты международного права знают, что есть два типа миротворческой операции. Первый — это операция по принуждению к миру. Примеры: август 2008 года, когда российские войска вынуждены были вмешаться в ситуацию в Южной Осетии после нападения на Цхинвал грузинской армии. Или операция НАТО 1999 года по принуждению к миру югославской армии в Косовском Крае. Второй тип — операция по поддержанию мира. Пример — Приднестровье, где в течение 20 с лишним лет российские миротворцы совместно с миротворцами Молдавии и Приднестровья защищают спокойствие и мир на территории еще одной непризнанной республики. При этом операцию по принуждению к миру проводят, как правило, по решению Совбеза ООН. В случае с Южной Осетией, чтобы срочно остановить кровопролитие и убийство мирного населения, это было сделано без согласия конфликтующих сторон. А операция по поддержанию мира проводится только с согласия воевавших. В Приднестровье, кстати, она проводится по решению президентов Молдавии и России и одобрена ООН и ОБСЕ.

Ввод миссии ООН на линию разграничения в Донбассе, по идее российской стороны, является операцией по поддержанию мира. Она предназначена для защиты жизней и здоровья членов гражданской миссии ОБСЕ, осуществляющей в этом районе контроль за прекращением огня со стороны ВСУ и добровольческих батальонов, а также вооруженных отрядов донбасских ополченцев. И, конечно, для защиты жизни и здоровья мирного населения Донбасса, страдающего от ежедневных массированных обстрелов с украинских позиций. Миссия ООН необходима в том числе и для выполнения первых пунктов Минских соглашений, которые требуют отвода тяжелой техники от линии соприкосновения и прекращения огня. Что до сих пор не выполняется со всеми вытекающими отсюда трагическими последствиями. Никакого отношения к замораживанию конфликта на юго-востоке Украины или к отрыву от страны донецких и луганских территорий российское предложение не имеет.

Не случайно российская инициатива предусматривает согласие руководства непризнанных республик на ввод миротворцев ООН на линию разграничения и начало прямых переговоров между Донецком, Луганском и Киевом. Что, кстати, тоже записано в Минских соглашениях и на что в украинской столице никак согласиться не хотят. Практически повторяют ошибку ненавистного сегодня Петру Порошенко недавнего его соратника Михаила Саакашвили, который тоже не хотел иметь какие-либо дела с руководством Южной Осетии и Абхазии, пытался решить проблемы целостности Грузии исключительно военной силой. Чем это закончилось, никому напоминать не надо.

В чем существенный изъян «миротворческого» предложения украинской стороны?

Во-первых, на ввод полицейской миссии ООН на территорию Донбасса никогда не согласится руководство непризнанных республик. Во-вторых, для введения полицейских ООН в Донбасс нет никаких оснований. Пример Косово, где находился полицейский контингент ОБСЕ, тут не работает. На юго-востоке Украины нет регулярного похищения людей, автомобилей, торговли наркотиками, чем грешил и до сих пор грешит, хотя уже меньше, Косовский Край. Да и эффективность работы международных полицейских в Косово была крайне низка. Даже после ареста преступников, которых отлавливали полицейские ОБСЕ, нарушители закона попадали в руки местных следователей и судей, которые обычно были очень снисходительны к своим землякам. И регулярно отпускали их на волю. Получалось, что полицейские ловили воду решетом.

Возможно ли насильно ввести в Донбасс полицейских ООН? Сильно сомневаюсь. Никакая международная организация не станет рисковать жизнями и здоровьем служащих своих контингентов.

Так для чего Петру Порошенко и его окружению инициатива, которая не может быть реализована? Ответ, к сожалению, очевиден. Для того чтобы втянуть международные вооруженные силы в гражданскую войну на Украине, продемонстрировать, что он бы рад добиться мира и благоденствия на украинской земле, да вот «подконтрольные Кремлю» «местные главари» не хотят этого мира, как не хочет его и «агрессивная Москва». То, что никто никогда не видел «оккупационные войска», ни разу документально не доказал их присутствие на юго-востоке Украины, велеречивого и лицемерного президента Порошенко не волнует.

Есть, конечно, проблема прохождения противоречащих друг другу проектов резолюций о миротворцах для Донбасса и через Совет Безопасности ООН. С украинским проектом многое ясно: на него как минимум наложит вето российский постпред. С инициативой Москвы такой однозначности нет. Мы можем рассчитывать на поддержку Пекина, есть некая надежда и на согласие Вашингтона, по крайней мере в СМИ проскочила информация, что с предложением Владимира Путина согласен и госсекретарь США Рекс Тиллерсон. Министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан во время недавнего визита в Москву тоже намекал на такую поддержку. Но в любом случае голосование постоянных членов Совета Безопасности ООН по проекту российской резолюции о миротворцах на линии разделения в Донбассе покажет всему миру, кто реально заинтересован в прекращении кровопролитной войны на юго-востоке Украины, а для кого это только средство достижения своих геополитических интересов за счет жизни мирных людей.

Автор — военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке

admin • Сентябрь 12, 2017


Предыдущая запись

Следующая запись

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Одноклассниках Опубликовать в Livejournal Поделиться в Facebook Добавить в Twitter Поделиться в Google+

Добавить комментарий

Почта не будет опубликована *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост